Открытые ресурсы

Открытые образовательные ресурсы, ООР (Open Educational Resources, OER) — ресурсы, предназначенные для использования в преподавании, обучении, а также научных исследованиях, представленные на любом носителе; они находятся в общем доступе и выпускаются под открытой лицензией, которая разрешает доступ, использование, преобразование, многократное использование и распространение без ограничений или с минимальными ограничениями [Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования. – М.: Институт ЮНЕСКО, 2011.]. Применение открытых технических стандартов повышает их доступность и расширяет возможности многократного использования этих материалов.

ООР могут включать полные курсы или программы, учебные материалы, модули, рекомендации для учащихся, рекомендации по методике преподавания, учебники, научные статьи, видеоролики, средства оценки, интерактивные материалы (например, виртуальные модели), ролевые игры, базы данных, программное обеспечение, программные приложения (в том числе мобильные) и любые другие полезные с образовательной точки зрения материалы.

 Массовые открытые онлайн-курсы (МООС):

·     massive (массовый):  на курсе может обучаться большое количество студентов;

·  open (открытый): курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. Как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные сервисы web 2.0;

·    online (дистанционный, тип онлайн) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе;

· course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.

Рекомендуем:
 

Courserahttps://ru.coursera.org/ — здесь можно найти курсы по экономике, праву, естественно-научным и математическим дисциплинам.

Интуитhttp://www.intuit.ru/ — представлены курсы по информационным технологиям, математике, социологии, истории, менеджменту, предпринимательству и другим отраслям науки.

Универсариумhttp://universarium.org/ — широкий спектр курсов по различным отраслям науки и технологий.

Лекториумhttps://www.lektorium.tv/ — как полноценные курсы, так и видеолекции по отдельным вопросам различных отраслей науки и техники.

Лекторий Физтехаhttp://lectoriy.mipt.ru/ — видеокурсы и видеолекции известных преподавателей вуза по физике, математике, биологии, информатике.

Постнаукаhttp://postnauka.ru/ — и полноценные курсы, и отдельные лекции по самым разным вопросам.

Академия Ханаhttps://ru.khanacademy.org/ — банк курсов по различным отраслям науки и техники для разных категорий пользователей, начиная от школьников.

Видеопорталhttp://univertv.ru/ — видеолекции по естественным и гуманитарным наукам, в том числе по педагогике и психологии.

 

Массовые открытые онлайн курсы в СГУ им. Питирима Сорокина

Куратор и модератор участия студентов ИЕН и Мединститута в MOOCs, старший преподаватель кафедры преподавания иностранных языков СГУ им. Питирима Сорокина — Беляева Елена Александровна

Вот уже три года, как студенты Института естественных наук и Медицинского института СГУ им. Питирима Сорокина активно участвуют в массовых открытых онлайн курсах на английском языке. Работа проводится на самых популярных платформах MOOCCoursera, edX, Futurelearn. Длительность курса студенты выбирают сами – от 2 до 6 недель, как правило.

Основное условие для участия в MOOC для студентов – выбрать курс на английском языке. Поэтому, вполне очевидно, что основная трудность, с которой пришлось столкнуться студентам в процессе работы, — это недостаточный уровень владения иностранным языком (отметили 63% участников по результатам опроса). Однако, одним из преимуществ, по мнению большинства студентов, является огромное разнообразие тем, которые предлагают MOOC, в том числе по специальностям, изучаемым студентами. Особенно понравились возможности изучения курсов зарубежных университетов и самостоятельное обучение (без контроля преподавателя). Также студенты отметили возможность получения знаний по интересующей теме и применение иностранного языка.

По результатам обучения студентов естественнонаучных специальностей на массовых открытых онлайн курсах можно сделать следующие выводы. Студентов привлекает новый способ подачи материала (презентации, аудио, видеоролики), удобная форма обучения (в любое время, в любом месте). Студенты заинтересованы в обучении на таких курсах, так как представлено большое многообразие тем, и они могут выбрать для себя все, что им нравится. MOOC – это отличное дополнение к традиционному образованию, получение дополнительных знаний по изучаемой в вузе дисциплине. MOOCs (или хотя бы их части, отдельные модули), связанные со специальностью/направлением студентов, могут быть органично внедрены не только в процесс преподавания профильных дисциплин в нашем вузе, но и на занятиях по иностранному языку (особенно профессиональному).

Конечно, не все студенты ИЕН и Мединститута принимают участие в MOOCs. Для этого требуются и дополнительная (достаточно сильная) мотивация, время, терпение и способность учиться самостоятельно. Но те, кому это уже удалось, положительно отзываются о приобретенном опыте.

Ниже представлены несколько отзывов студентов, которые прошли один или несколько курсов.

Отзывы по курсам

Нахимова Марина (222 группа «Биология»)
«Я прошла курс на английском языке, посвященный иммунотерапии рака «CANCER IMMUNOTHERAPY» на платформе FutureLearn. На мой взгляд, эта тема на сегодняшний день наиболее актуальна, т.к. все больше людей на планете подвержены этому недугу и нужно найти или усовершенствовать старые методы лечения. Курс будет полезен как студентам с медицинским и биологическим уклоном в обучении, так и простым людям, которые хотят больше узнать по вопросу раковых заболеваний и методах лечения. В течение прохождения заданий у меня возникали некоторые затруднения по поводу ответов на тестовые задания, но их с легкостью можно найти в Интернете, а также почитать дополнительные сведения, которые оказываются очень даже интересными. Для себя я сделала много открытий и с удовольствием буду проходить такие курсы дальше».

Бушманова Екатерина (222 группа «Биология»)

«В период с 22 февраля по 3 апреля 2016 года я проходила курс «INTRODUCTION TO ECOSYSTEMS» на платформе FutureLearn. В основе курса лежало знакомство с различными видами экосистем и их структурой. Очень подробно рассматривался разнообразный состав экосистемы Галапагосских островов. Были затронуты вопросы по сохранению дикой природы, а также конкурирующие взаимоотношения между различными видами животных. Не остался без внимания вопрос туризма и его влияние на состояние экосистем в целом.

Данный курс включает в себя различные средства массовой информации и статьи, тщательно отобранные для изучения данной темы. На протяжении всего курса встречаются дополнительные упражнения, такие как викторины и тесты с подсказками, результаты которых показывают уровень усвоения материала. По окончании каждой недели предлагаются несколько вопросов на размышление, которые призваны заставить нас задуматься о мире природы и структуре экосистем. Так же на протяжении всего курса открыты дискуссии между преподавателями и другими обучающимися, где можно задать любые вопросы в ходе работы. Пройдя курс, можно увидеть прогресс своих знаний, как общую сумму за весь курс, так и сумму в течение каждой недели с учетом набранных баллов в ходе проделанной работы.

В чем заключалась проделанная работа? Необходимо было просмотреть определенные видеоролики и понять, о чем в них говориться. Далее шел ряд вопросов, на которые можно было ответить, допуская ошибки. Баллы за тесты суммировались и выводились в процентном соотношении в конце недели на странице прогресса.

По окончании курса я узнала для себя много нового. Поскольку я являюсь студенткой биологического факультета, то мне уже доводилось изучать курс экологии, и мне было очень приятно освежить знания по этому предмету. И, несомненно, данный курс «INTRODUCTION TO ECOSYSTEMS» был очень полезен для моей будущей специальности.

В процессе работы над курсом я столкнулась с такой трудностью как недостаточный уровень владения иностранным языком. Но данный курс мне понравился, потому что он дает возможность получения знаний по интересующей теме с применением иностранного языка, к тому же данная платформа предлагает интересную и удобную форму обучения».

Красильникова Елена (223 группа «Биология»)

Название курса: CHILDBIRTH: A GLOBAL PERSPECTIVE (EMORY UNIVERSITY) (платформа Futurelearn)

«В данном курсе шла речь о материнской смертности, смерти новорожденных, причинах, из-за которых мать и ребенок могут погибнуть, и как эти проблемы решаются, также говорилось об оснащенности больниц, профессионализме персонала и о многом другом. Я считаю, что курс полезен, т.к. улучшаются навыки иностранного языка, пополняется лексический словарь и знания по данной теме».

Чупрова Ирина (911 группа «Лечебное дело»)

Название курса: UNDERSTANDING DRUGS AND ADDICTION (платформа Futurelearn)

«Мой курс назывался проблемы наркомании. Курс интересный, актуальный. Интересная подача материала. Актуальность проблемы в обществе, особенно среди молодежи. Курс полезен так как заставляет задуматься молодежь об опасности в употреблении наркотиков».

Попова Екатерина (222 группа «Биология»)

Название курса: INSIDE CANCER: HOW GENES INFLUENCE CANCER DEVELOPMENT (платформа Futurelearn)

«В этом курсе главной проблемой ставится рак человека. В курсе описываются: как возникает рак, методы определения рака, типы рака, влияние на ДНК, а также способы лечения, как старые, так и новые. Я считаю, что данный курс является довольно интересным и полезным, с помощью этого курса человек может все узнать о раке и методах лечения. Мне этот курс оказался полезным, так как темой моего исследования являются именно раковые клетки».

Керимова Наиля (912 группа «Лечебное дело»)

Название курса: ANATOMY: KNOW YOUR ABDOMEN (платформа Futurelearn)

«Мне очень понравился этот курс, т.к. он изложен в доступной форме. Поэтому, даже, люди не имеющие ничего общего с медициной могут его пройти. В этом курсе даются базовые анатомические термины и рассказывается о положении органов. Ещё мне понравилось, то что кроме теории были проверены практические навыки людей. Я советую пройти этот курс, чтобы узнать анатомию брюшной полости на элементарном уровне!»

Обросимова Наталья (912 группа «Лечебное дело»)

Название курса: MEDICINE AND ART (платформа Futurelearn)

«Этот курс затронул темы генеалогического теста и дерева, также использование краудфандинга для сбора средств на лечение больных (инновации в здравоохранении). В этом курсе были затронуты проблемы болезней детей и воздействие на них творчества во время их лечения. каждую неделю нужно было написать мини эссе на заданную тему, а потом оценить ответы других».

 

Кстати, по результатам опроса, проведенного среди участников курсов, выяснилось, что 55% опрошенных намерены продолжить обучение в будущем.